Реконструкция Георгиевской церкви периода польской оккупации. 1670-е гг.

До конца 40-х годов в Кицково на самом видном и высоком холме стояла деревянная Георгиевская церковь, разобранная для нужд Шушковского детского дома, и окончательно сгоревшая, во время грозы от удара молнии.

   Судя по описаниям местных жителей она была построена из крепких еловых брёвен, которые были растащены по окрестностям для различных нужд, в частности из нескольких брёвен был сделан плот, который существовал ещё в 1970-х гг. Доски от обшивки церкви я нашел у Альберта Закачуры в Райково. Его отец участвовал в разрушении церкви, но его постигла незавидная участь, сломав крест, он поскользнулся и упал с крыши и через несколько дней скончался.

   Храм представлял собой почти правильной формы куб, над которым  находился чрезмерно непропорциональный восьмигранный барабан и такой же плоский купол ярко синего цвета с желтыми звёздами, здание церкви было обшито выкрашенными в голубой цвет досками. Имелись почти равные по размерам притвор и абсида прямоугольпой формы. Окна без декора полукруглой формы в завершении. Здание Георгиевской церкви очень напоминало по архитектуре Иоанновскую церковь в селе Курилово.В 10-ти метрах севернее паперти находилась звонница на деревянных столбах. Во время церковных праздников, особенно в Пасху разрешалось звонить всем желающим, особенно молодёжи. Церковь была реконструирована на уже бывшем фундаменте со сводчатыми кирпичными большими подвалами, подобное можно увидеть в деревне Томсино. Церковь была обнесена стеной не более 1,5м. высотой “насухо” сложенной из камня.

   На участке стены справа от ворот была встроена столбовая часовня для пожертвований, возможно, ещё польского происхождения.

   Вблизи места где находилась церковь до сих пор можно увидеть 4 каменных креста. Ранее их было 5, но в начале 1980-х годов один крест был расколот, и положен в фундамент гаража. Кицковская церковь была важной пейзажеобразующей доминантой, её можно было видеть из трёх окрестных деревень. Наиболее эффектным был вид со стороны деревни Гвозды. В непосредственной близости от церкви до сих пор находят монеты, и многие другие предметы старины.

   В середине 1980-х годов в 40-ки метрах от места церкви из фундамента бывшей поповой бани неизвестными был вырыт клад и увезен в неизвестном направлении, вероятней всего в Ригу, поскольку последний священник в 20-х годах бежал в Латвию от преследований советских властей.

 

Впервые Кицковский греко-католический приход св. Георгия (Полоцкая униатская архиепархия) упоминается в связи с выдачей церковного антиминса униатским митроп. Гавриилом Колендой (правящий архиерей Полоцкий в 1655-1664), в списке церквей за 1703 г., в реестре приходов 1776 г. и в связи с просьбой прихожан, направленной на имя униатского митрополита Иассона Юноши-Смогоржсвского 22.10. 1776 г. о назначении к приходу священника Никифора Блёдухи. В том же 1776 г. упомянуты: настоятель Симон Александрович, викарий Никифор Блёдуха, диакон Андрей Лузгина, все – из духовного сословия. “ Белорусской губернии, Себежского уезда, Непоротовского войтовства Кищовского (Кицковского) прихода панцирные бояре Табут, Данила Андреев и др…. перешли в Греко – российское исповедание после отобрания и переосвящения Егорьевской церкви, а 360 крестьян остались в Унии, а кладбищенскую, построенную на средства священника Блёдухи (Покровскую церковь - кладбищенскую) опечатали для пресечения требоисправления униатов, священник изгнан с погоста Кищова, лишен дома в оном и всей собственности” (из прошения прихожан в Сенат в 1799 г.). Речь идет об изгнании протоиерея Никифора Бледухи и неосвящении построенной им Кицковской Покровской церкви (после изгнания протоиерей Блёдуха жил в погосте Ливо без должности). Удаление священника и переосвящение церкви в православную произошло в 1795г. 

 

ОПИСАНИЕ КИЦКОВСКОЙ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ 1832 год.

Георгиевская, что в погосте Кицкове, деревянная, холодная. Церковь в крыше, поле и фундаменте ветха, а в стенах крепка, и колокольня деревянная же имеет те же ветхости. Иконостас  твёрд и иконы в нём написаны очень благоприлично. Утварью, ризницею и книгами служебными достаточна, одного устава церковнаго нет. Суммы церковной кошельковой налице 1300 р. О починке сей церкви, яко находящейся в казённом имении Витебская казённая палата собирала сведения с предположением потребной суммы на исправление оказавшихся ветхостей, а потому исправление ветхостей приемлет на себя казённая палата, устав же церковный может быть куплен на церковную кошельковую сумму. Земли при сей церкви усадебной, пашенной и сенокосной 306 десятин с саженями, данной князем Родзевилом, на что подлинные акты хранятся в Себежском уездном суде, а копии с оных имеются в церковной ризнице и внесены в церковную опись. Сия земля и во время генеральнаго земель размежевания, бывшагов 1785-м году укреплена за сею церковью, на что учинённый план хранится в Себежском городническом правлении, но большею половиною сей земли в 1795-м году помещица генерал-порутчица Елисавета Мезенцова завладела, а внутри погоста близ самой церкви среди домов причта построила кабак, с коего получает дохода ежегодно более 500 р., а богадельню заняла своими крестьянами. О завладении сей церковной земли помещицею Мезенцовою производится дело с 1812 года в Себежском уездном суде; но доселе ещё решение не учинено. Приходских дворов 493, в них мужеска пола душ 3039. Пять частей сего прихода составляют Непоротовскаго войтовства панцырные бояре, а шестую часть помещичьи крестьяне: и поелику сего многочисленнаго прихода многие деревни от церкви отстоят в 25 и в 20 верстах за рекою Великою, а между униатскими церквами и раскольническими часовнями, от чего некоторые прихожане не имея вблизи православной церкви и сообщаясь с униатами и раскольниками, впадают в заблуждение униатское и раскольническое, о чём и дела производились и производятся, почему для сближения прихожан с церковью и для охранения от обольщений раскольниками и униатами православных весьма нужно в средине сего прихода устроить две каменныя церкви, первую Непоротовскаго войтовства панцирных бояр в деревне Старом Козлове,  отстоящем от Кицковской приходской церкви в 15 верстах, приписав к новой церкви в приход тех же бояр и помещиков деревни Старое Козлово, Коршуновку, Новое Козлово, Исаево, Гришино, Лапухи, Дубровки, Палойки, Толстухи, Селищи, Лавришково, Тябуты, Харманово, Остров, Мастищево, Пуценево, Пасвицы, Островно, Ареховицы, Люлино, Ливицы, Князево, Борки, Тарчилово, Радионково, Максимково, Почерняево, Прудищи, Идрию, Ковалёвосиженье и Нежиброды. В сих деревнях дворов 92, в них мужеска пола душ 781. Вторую того же войтовства и тех же бояр в деревне Курилове, отостоящем от приходской Кицковской церкви в 10 верстах, приписав к новой церкви в приход тех же бояр и разных помещиков деревни: Курилово, Радионово, Литвиново,Бурлаки, Слатино, Горлово, Арехово, Данилово, Большой дросцо, Малое Дросцо, Ермачково, Загалихи, Погарелово, Гречухино, Шумилино, Нижнее, Рибно, Попово, Бибки, Первые Реищи, Вторые Реищи, Аржавки, Анапину Гору, Новгородок, Малюзино, Гороватки, Хадюки, Эсково, Китово, Чартово, Скаки, Гарюшино, Гужово, Гужовец, Клюковки, Пустынки, Воронцово, Полтинино, Исаково, Звягино, Холуи, Речки, Пристань, Звинячки, Глухарево и Асиновку,  в сих деревнях дворов 260, в них мужескапола душ 1222, а затем при Кицковской церкви останется приходских дворов 141, в них мужеска пола душ 1036, и как по собранным сведениям и Витебская казённая палата предполагает в тех же селениях Старом Козлове и Курилове устроить церкви, почему и отнестись в оную, дабы она благоволила по утверждённым от начальства планам и фасадам приступить немедленно на счёт казны к устроению в тех селениях каменных церквей. Причтам же сих новопостроенных церквей положить из сумм Святейшаго Синода 400 рублёвый оклад, а при Кицковской церкви оставить один комплект, и хотя в сём приходе есть две деревянные церкви, именуемыя кладбищенскими без приходских домов и без земли 1-я при деревне Идрие, 2-я при деревне Дросце, но поелику сии церкви стоят не в средине прихода, а потому неудобны к сообщению с прихожанами, притом очень тесны, особенно в олтаре, и как бывшие в униатстве устроены более по образцу униатскому, особенно олтари и престолы, почему сим церквам и оставаться кладбищенскими по прежнему Идринской при будущей Козловской, Дроской же при будущей Куриловской. По штату при сей церкви положено быть двум священникам, диакону и четырём причетникам, а налице два священника, диакон и два причетника, третье причетническое место предоставлено за семейством умершаго диакона Семёна Завилейскаго, а четвёртое праздно. Дома у священников и диакона собственные, деревянные на церковной земле устроены благоприлично, хозяйственно, два же причетника домов не имеют, а живут на квартирах в крестьянских домах. Оклада при сей церкви причту по многочисленности прихода и земли не положено.

Священник Григорий Дроздецкий

Священник Стефан Чартый

Диакон Павел Щенсневич

Дьячек Михаил Забеллин

Пономарь Лев Шниповский

Церковный староста козак Иван Павлов, а за неумением его грамоте по личному прошению росписался коллежский регистратор Антон Страмковский.

...Во имя святого великомученика и победоносца Георгия, что в погосте Кицково. Церковь деревянная, холодная, «в крыше, поле и фундаменте ветха, а в стенах крепка, и колокольня деревянная же имеет те же ветхости», которые должны быть исправлены за счёт Витебской казённой палаты.  Приход располагал наличной кошельковой церковной суммой в 1300 рублей и 306 десятинами земли, оспариваемой с помещицей Елизаветой Мезенцевой.  В приходе было 493 двора, на которых проживало 3039 мужчин, в большинстве своём дворцовых крестьян Непоротовского войтовства, где проживали панцирные бояре. Под описанием прихода подписались священники Григорий Дроздецкий и Стефан Чарный, диакон Павел Щенсневич, дьячок Михаил Забеллин и пономарь Лев Шниповской, за церковного старосту – казака Ивана Павлова расписался коллежский регистратор Антон Страмковский. В приходе состояло 3 каплицы, 2 униатских и 1 католическая.

 

По причине большого расстояния крестьян от центра прихода, «… для сближения прихожан с церковью и для охранения от обольщений раскольниками и униатами православных…» было решено создать две каменных церкви в деревнях Старокозлово и приписать к ней кладбищенскую церковь в деревне Идрия, где будет 92 двора и 781 мужчина и Курилово и приписать к ней кладбищенскую церковь в деревне Дроздцы, где будет 260 дворов и 1222 мужчины. Обеим церквам были положены вспомогательные оклады в размере 400 рублей. 

Статистические сведения о церквах и причтах Полоцкой епархии, с алфавитными списками оных, с обозначением числа прихожан, количества церковной земли, штатного оклада жалованья, процентов от капиталов и вознаграждений за отошедших в казну крестьян, составленные в Полоцкой духовной консистории. Витебск: Типолитография Г.А.Малкина, 1884. – 109 с., с.83.

[1] Там же. С. 85 – 86.

Предметы найденные на месте церкви.

Могила священника находится неподалеку от Георгиевской часовни.

На самой вершине старого кладбища в Кицково находилась униатская Покровская церковь, построенная протоиереем Никифором Блёдухой.

Вид на церковную гору со стороны озера. фото 1960-х гг.

Алексей Стефанович Орлов (1822/1823 - 1876) был дьяконом Свято-Георгиевской Церкви села Кицково. 
По воспоминаниям родственников его предки были из г.Торопец Тверской губернии. Из духовного училища Алексей Орлов был исключен незадолго до окончания. 11 ноября 1845 заключен брак с Александрой Никифоровной (в девичестве Лузгиной, из рода священников) в селе Голышево Люцинского уезда Витебской губернии. Имел 8 детей (на каждого из рожденных детей есть метрическая запись+ запись о смерти тех детей, что умерли во младенчестве)

 

Алексей Орлов умер в санях по дороге домой с чьих-то поминок. Скорее всего отказало сердце (в метрической книге сказано "от апоплексического удара"). Похоронен непосредственно у входа в церковь, по правую руку. Могила не сохранилась.

 

Тот факт, что Алексей Стефанович Орлов был дьяконом Свято-Георгиевской Церкви села Кицково подтверждает официальный документ - метрическая книга Свято-Георгиевской Церкви села Кицково 1876 года, где есть запись от 12 января о смерти Алексея Орлова.

ГЕОРГИЕВСКАЯ (ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА) 

ЦЕРКОВЬ ПОГОСТА КИЦКОВО ПОЛОЦКОЙ ЕПАРХИИ 

Ф. 738, 6 ед. хр., 1796–1799, 1801–1835 гг., оп. 1, 2. 

стр. 364 Путеводителя: 

Точная дата постройки церкви неизвестна. В 1795 г. передана из унии в православное ведомство. Здание церкви деревянное, один престол: Велико-мученика Георгия Победоносца. В 1829 г. по штату: два священника, два дьякона, два дьячка и два пономаря. 

В приходе находились две заштатные церкви: Святого Евангелиста Иоанна Богослова на Идринском кладбище при д. Идрие, Архистратига Михаила на Дроздецких кладбищах при д. Дросце. К церкви было приписано пять кладбищенских часовен в деревнях Максютино, Улазовичи, Мазуры, Курилово, Данилово. 

Ближайшие церкви: Николаевская погоста Прихабы, Успенская погоста Сутоки, Николаевская погоста Езерище. 

На основании имеющихся документов проследить историю церкви после 1917 г. не представляется возможным. 

Метрические книги церкви (1796–1799, 1828). Клировые ведо-

мости церкви. Книги записи брачных обысков. Книга записи рас- 

хода денежных сумм.

ДОБАВЛЕНЫ НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

документ 1656 года.

 

 

ПИШИТЕ

И ПРИСЫЛАЙТЕ

СВОИ МАТЕРИАЛЫ

mitrichdad@mail.ru

МОЙ САЙТ ЖИВОПИСИ

http://artdrozd.jimdo.com/

 
ПОСЛЕДНЕЕ ОБНОВЛЕНИЕ 06.04. 2024